Что выбрать: отправить ребенка на учебу в США, Великобританию или оставить в России
Разбираемся, как устроено школьное образование за рубежом, изучаем его плюсы и минусы.
Задумываясь о том, в какой стране дать образование ребенку, каждый родитель сталкивается с большим количеством вопросов. И если с российской системой образования все более-менее понятно, то иностранные школы и их методы обучения остаются для многих загадкой.
Татьяна Чесалова, эксперт по среднему образованию за рубежом STAR Academy, разобрала основные критерии и подходы к ребенку на примере трех разных систем образования: США, Великобритании и России.
Начальная школа
Разница в системах образования в России и за рубежом (на примерах США и Великобритании) очевидна уже в начальной школе. Если в России с самого младшего возраста детей приучают к строгой дисциплине, то в английских и американских школах, прежде всего, стараются вызвать интерес к обучению и развить социальные навыки.
Как правило, в зарубежных школах применяют свободную рассадку: дети могут сидеть на полу вокруг преподавателя или даже полулежать на уроках.
Главное, чтобы всем было комфортно.
Ребята учатся в игровой форме, постепенно осваивают навыки чтения и письма, изучают явления окружающего мира, учатся выступать перед аудиторией и работать в группах.
Отличается и подход к самостоятельной подготовке — такого понятия, как домашние задания, в привычном нам понимании в начальных классах зарубежных школ нет.
Прописи, решение задачек и заучивание стихов наизусть здесь не практикуются.
Учебу юные англичане и американцы начинают в 5 лет. Посещение школы (pre-prep school в Англии и elementary school в США) в этом возрасте обязательно для всех.
Средняя и старшая школа
В российских школах дети учатся по единой программе с определенным количеством учебных часов по каждому предмету.
В школах Великобритании и США уже с 13-14 лет есть возможность ранней профориентации и выбора интересующих дисциплин. При этом в старших классах для американцев сохраняется определенный пул обязательных предметов (математика, английский, естественные науки, гуманитарные предметы), а у британцев есть возможность полностью отказаться от тех предметов, которые не даются или не интересны.
Так что юные англичане в возрасте 16-18 лет изучают всего 3-4 предмета в старшей школе, и все они предоставляются по выбору.
Выбор можно ограничить только гуманитарными науками или сконцентрироваться на естественно-научном направлении, если есть понимание, что именно эта сфера интересна в перспективе на университетском уровне.
Британская система образования уникальна тем, что к первому курсу университета студент уже обладает всеми навыками и знаниями для обучения в вузе.
Аналогичная ситуация и в США: один и тот же предмет в старших классах можно изучать как на обычном стандартном уровне, так и на более продвинутом — AP (Advanced Placement), получая во втором случае уже в старшей школе некоторое количество баллов, которые будут засчитаны как часть университетской программы.
Школьная среда и одноклассники
Российская школьная система предполагает, что дети могут учиться в одном составе на протяжении всех 11 лет обучения. Такая модель обучения имеет свои плюсы и зачастую формирует дружеские связи на всю жизнь. А сколько всего могут вспомнить выпускники на традиционной ежегодной встрече по окончании школы!
Но есть и минусы: круг общения ограничен, а изменить устоявшуюся репутацию или модель поведения крайне сложно.
В зарубежных школах с этим проще, понятия класса как некого коллектива в средней и старшей школе не существует, группы для каждого предмета формируются ежегодно.
При этом есть возможность передружиться со всем потоком и проявить себя с неожиданной стороны.
В американских школах очень важны личные границы. В школах Великобритании жестко пресекаются любые проявления буллинга, code of conduct (кодекс этических норм) — один из первых документов, с которым знакомится каждый ученик.
Если в России зачастую конфликты между учениками кажутся естественными и незначительными, то в зарубежных школах проявление агрессии и нетерпимости может повлечь тяжелейшие последствия, вплоть до исключения из школы. Особенно если речь идет о тех или иных проявлениях расизма или национализма.
Практика введения в штат школы психолога появилась в России недавно, буквально пару десятилетий назад, а вот в Америке школьная психологическая служба работает уже более 100 лет. Задача так называемых counselors (школьных психологов) — распознать трудности эмоционального характера и помочь с ними справиться, протестировать ребенка и определить вектор обучения — нужна ли программа с неким уклоном для одаренных детей или, наоборот, специализированная программа обучения для плохо успевающих учеников.
Интересен подход к инклюзивному обучению, который как в Англии, так и в США применяется повсеместно.
Детям с особыми образовательными потребностями (ООП) рады и в общеобразовательных государственных, и в частных школах.
Ребята с аутистическими расстройствами, речевыми или коммуникативными проблемами, нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют возможность учится в обычных школах вместе со сверстниками.
Оценка знаний
В противовес пятибалльной системе, принятой в российских школах, англичане и американцы используют буквенную систему: A, B, C, D, F.
В британской школе также есть высший балл — A* — аналог российской пятерке с плюсом.
Интересен тот факт, что англичане, например, оценивают не только уровень знаний, но и уровень затраченных усилий (Effort).
Так, по этому показателю троечник может превосходить отличника, если вдруг возьмется за ум.
В отчетах по успеваемости американских и британских школ родители видят не только оценки в виде баллов, но и подробнейшие комментарии педагогов по каждому предмету.
При необходимости ребенку указывают на пробелы в знаниях и дают рекомендации по дальнейшей учебе. В зарубежных школах не принято прилюдно хвалить или ругать учеников, все замечания по поводу школьника родители получают исключительно лично.
Родительские собрания здесь носят преимущественно организационный характер.
Другие статьи
Специальные предложения
Уманцева
по работе с клиентами