Один день из жизни студентки University of Toronto
Юлия Иванова с 5-го класса хотела выучиться на генетика в Северной Америке. И это тот случай, когда детская мечта перерастает в дело жизни. Сейчас Юля учится в канадском вузе University of Toronto и рассказывает о своих научных буднях.
Провинции многонациональной Канады немного отличаются друг от друга условиями жизни и менталитетом местных жителей. Торонто – это крупнейший город Северной Америки, деловой, торговый и финансовый центр провинции Онтарио и всей страны. Какие есть различия между жизнью в Торонто и жизнью в Москве, обучением в канадском и российском вузе? Об этом в своем интервью для агентства STAR Academy размышляла студентка University of Toronto Юлия Иванова.
– Почему ты захотела получить степень бакалавра именно в Канаде?
– Класса с пятого я решила, что мне интересна генетика. А где едят больше всего ГМО? В Северной Америке! Тогда буквально такая логика была. Потом узнала, конечно, что в Северной Америке хорошие гранты, уровень образования гораздо лучше. Но из-за цен и иммиграционной политики выбрали именно Канаду. К тому же мой брат тут уже некоторое время учился к этому моменту, так что по крайней мере было ощущение, что это реально. Хотя сразу скажу, что он никаким образом в поступлении не участвовал и разбираться в деталях не помогал.
– Тогда что тебе показалось самым сложным в этом процессе?
– Вначале я пошла тут в школу. Я окончила 11 классов в России, но в Канаде учатся 12 лет, так что это был такой ход, чтобы дать мне время на адаптацию. Чтобы поступить в школу, нужен был школьный аттестат и IELTS.
Там, в школе, я поступала в университет вместе с другими учениками. Тоже нужно было предоставить оценки и IELTS. Поступление в канадские вузы выглядит довольно просто: есть электронная система, в которой ты заполняешь все поля, загружаешь документы, платишь взнос и выбираешь четыре университета (или пять, точно не вспомню). Я подавала в University of Ottawa, University of Waterloo, University of Toronto и MacMasters. Кроме этого, бунтарский дух заставил меня подаваться в Британию, куда я поступила, но в итоге решила не ехать.
Так я стала студенткой University of Toronto. Сложного в поступлении, в общем-то, на этом этапе уже ничего не было. Все сложное было на этапе подготовки – сдать IELTS, получить высокий балл в канадской школе и закрыть все их (несколько безумные на российский взгляд) требования.
Кроме такого пути есть и другой вариант – без обучения в канадской школе. В University of Toronto, так же как и в других крупных университетах страны, действует годовая International Foundation Program (подготовительная программа), рассчитанная на иностранных абитуриентов. Она позволяет адаптироваться к новой стране и академической обстановке. При ее успешном завершении иностранный студент зачисляется сразу на первый или второй курс бакалавриата без экзаменов.
– А что именно входит в понятие «безумные»?
– Безумные требования – это, например, сколько-то часов community services. Это вроде общественно полезные работы, но они могут быть очень разными. Может быть уборка территории, благотворительный марафон или даже голодовка в поддержку кого-то.
– Интересно! А как сейчас выглядит твой стандартный учебный день?
– Дни могут очень сильно различаться. Так как расписание составляешь себе сам, ты можешь наворотить себе один выходной взамен на один убийственный день. Например, на первом курсе меня кто-то надоумил сделать пятницу выходным. В итоге я училась в четверг с 9 утра до 10 вечера почти без перерывов. Но оказалось, что только я послушалась этого совета, а мы так ни разу никуда и не поехали на три выходных.
Конкретно у биологов жизнь может отличаться в зависимости от лабораторных курсов. На первом-втором курсе почти у всех два курса, с лабораторными раз в две недели. Потом решаешь сам.
Сейчас, на четвертом курсе, я беру пять предметов, они занимают примерно 11 часов в неделю, в пятницу не учусь. И я работаю 15 часов в неделю и руковожу маленькой учебной группой. Надо помнить, что на час лекции надо запланировать 2 часа на то, чтобы выучить ее до словечка. Поэтому мой день выглядит так: утром иду на лекцию к 9 или 10, может быть, к часу-двум дня. Потом иду в кафе на кампусе, пью кофе, перекусываю, повторяю материал. Потом иду либо опять учиться, либо работать в лабораторию. И это обычно длится до 6 вечера.
– Сложно ли было найти работу на кампусе в лаборатории?
– В первый год я вообще ничего не нашла, потому что я прозевала и стала писать за пару дней до дедлайна, а там все работает не так. В основном они берут людей из первой тройки-четверки приславших заявки, потому что им не хочется заниматься отбором, да и задачи у студентов простейшие. Когда я стала делать это вовремя, было уже несложно. На 10 заявок приходило 3–4 приглашения на интервью, и из них половина меня брали.
– А какая у тебя специализация? Есть ли какие-то выездные курсы?
– Моя специализация – биохимия и молекулярная генетика, это два отдельных департамента. На моем факультете выездных мероприятий нет, а вот на схожих факультетах – анатомия, эволюционная биология и так далее – есть выездные курсы, и я могу принимать в них участие, если выполню требования по курсам.
– Что самое интересное на твой взгляд, с чем пришлось столкнуться?
– Из невероятного опыта – лекции на 1500 человек, которые проходят в абсолютной тишине, только клацанье клавиатуры.
– Вот это действительно рабочая обстановка! Как у тебя сложился вопрос с жильем?
– Я живу в Торонто, в квартире. Сейчас одна, а раньше мы жили с братом. Я живу идеально в центре города и знаю точно: то, куда я не могу дойти за 25 минут, – это не центр, а то, куда я вообще не могу дойти пешком, – это загород.
– Насколько тебе комфортно жить в этом городе?
– Торонто – город приветливый, хотя изобилует серым асфальтом. Ходить и дышать здесь как-то проще, чем в Москве, пространства меньше, меньше движение машин. В целом все хорошо, только немного скучновато: в отличие от Москвы, здесь мало городских развлечений. В Москве много выставок, музеев, фестивалей, за всю жизнь не обойти. Здесь этого гораздо меньше и не так доступно. А люди действительно вежливые и милые, как в анекдотах.
– Как ты думаешь, какие отличия между обучением в канадском и в российском вузе?
– У меня нет опыта обучения в России, но я много обсуждаю это с друзьями. Принципиальная разница – это гораздо более четкая организация процесса. Перед началом учебы каждый курс публикует программу курса. После начала курса все, что написано в программе, нельзя просто поменять, нужно, чтобы класс проголосовал. Почти всегда к каждой лекции прилагается pdf-документ, который выкладывается на наш онлайн-портал, через портал профессор коммуницирует со студентами.
Экзамены довольно четко включают все то, что покрыто в лекциях, ни больше ни меньше. Оцениваются они с помощью заранее написанного критерия оценивания, с которым студент потом может сравнить ответ и что-то оспорить, если что. Понятное дело, что бывают промахи и некоторые несправедливости, но? судя по рассказам, это мелочи по сравнению с устными экзаменами в России. При этом получать хорошие оценки тяжело, тяжелее, чем в соседних вузах.
– А что насчет внеклассной активности?
– У нас есть клуб игры в квиддич. Они реально играют на спортивном поле. Еще у нас есть «слоган» – We’ve got a club for that, потому что клубов абсолютно неумеренное количество и любой может создать новый клуб.
– Какие ты видишь для себя перспективы после окончания университета и получения диплома?
– В этом году я заканчиваю бакалавриат тут и еду в Москву. Там я собираюсь учиться в магистратуре Сколтеха. Это мое решение вызывает у всех удивление, так что скажу, что по личным причинам мне нужно два года провести в Москве. После этого я надеюсь поехать на PhD в Европу (ну, или в Канаду, тоже возможно). Честно говоря, я хочу попробовать разобраться, как все это работает в России, и посмотреть, куда мне будет интереснее всего двигаться. Пока я не знаю, где в итоге осяду, мир большой, а быть ученым весело.
– Все ли твои ожидания от учебы в Канаде оправдались?
– Некоторые вещи не оправдались. Несомненно, я ожидала от себя большей активности: хотелось бы быть в университетской команде чего-нибудь или президентом какого-нибудь (большого) клуба. Однако университет невероятно огромный, и все, что ты делаешь, оказывается слишком мелким в этом масштабе. Кроме этого, я ожидала веселой и безбашенной студенческой жизни, но оказалось, что безбашенными могут быть только ночные библиотечные бдения. В основном жизнь студента U of T, особенно связанного с наукой, это учеба, учеба, учеба.
– Тогда что дал тебе этот опыт учебы в плане личного развития?
– Однозначно мне многое это дало. Во-первых, чувство абсолютной непобедимости :) Мне не страшно куда-то ехать и не страшно жить на любом языке. Во-вторых, это позволяет смотреть на мир более объективно, сравнивать подходы, находить более удачные решения.
– Здорово! Это очень ценный опыт, успехов тебе!
Материал подготовлен для блога begin.ru.
Другие статьи
Специальные предложения
Уманцева
по работе с клиентами