Марк Петерс о месте программы IB в системе среднего образования

Марк Петерс о месте программы IB в системе среднего образования

Программа подготовки дипломантов международного бакалавриата или IB (International Baccalaureat) уникальна, поскольку была создана специально для тех школьников, которые в будущем планируют сдавать вступительные экзамены в самые престижные вузы Туманного Альбиона. Впервые она была введена в академическую практику 47 лет назад, и за этот немалый срок многократно доказала свою эффективность. С ней хорошо знакомы в Европе, США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии. К абитуриентам, которые имеют диплом IB, относятся с нужной степенью лояльности, понимая, что они уже имеют отличную базовую подготовку.

 

Никакого политического подтекста

 

Поскольку в настоящее время британский истеблишмент активно готовится к предвыборной компании, область образования многими политическими силами рассматривается как поле для эффективных баталий в борьбе за кресла в парламенте. К сожалению, в такой ситуации многие действительно стоящие предложения остаются без внимания. Образовательные инициативы рассматриваются в большей степени как разменные монеты в политических торгах. Качество государственных образовательных программ при этом нередко страдает, в основном на фоне тенденции к упрощению стандартов. Эксперты утверждают, что за последние 20 лет значительно выросла так называемая «инфляция оценок». Вот почему сегодня выделить лучших кандидатов среди тех, кто проходил обучение по A-level, практически невозможно.

 

В чем принципиальное отличие IB (International Baccalaureat) от A-level? Последняя представляет собой государственную программу и реализуется при поддержке правительственных структур. В случае с IB (International Baccalaureat) нет никакого политического подтекста. Распределение результатов в случае с IB на протяжении вот уже почти полувека демонстрирует удивительное постоянство. Это многократно упрощает работу представителям приемных комиссий. Они четко представляют, каким уровнем знаний располагают абитуриенты и как правильно расставить приоритеты при рассмотрении заявок на поступление в тот или иной вуз.

 

Три кита философии IB (International Baccalaureat)

 

Программа A-level предполагает изучение трех дисциплин. В IB их шесть. Половина из них относится к обязательному базовому минимуму, половина — к предметам, которые изучаются углубленно.

 

Такой подход дает будущему абитуриенту ощутимые конкурентные преимущества. Во-первых, студент получает более глубокие знания в конкретной предметной области. Во-вторых, это способствует повышению его эрудиции, а это обязательно пригодится ему не только при поступлении в университет, но и в построении карьеры. Получение диплома IB имеет смысл рассматривать как инвестицию в будущий успех. Это вложение принесет отличные дивиденды.

 

Академический процесс построен весьма интересным образом. Независимо от выбранной специальности, студенты изучают необычный спецкурс ­— «Теорию знаний». Его ключевые элементы для учеников следующие: подвергать сомнению свои знания; анализировать, почему им что-то известно; думать, насколько они уверены в правильности этих знаний. Очень часто на этот счет говорят, что по программе A-level молодых людей учат, ЧТО они должны думать. В случае с IB от них требуется понимание, КАК думать. Это главное положение философии рассматриваемой образовательной программы.

 

Следующий важный аспект — это умение писать эссе на любую тему. В рамках обучения за рубежом по программе IB (International Baccalaureat) студенты постоянно оттачивают свои писательские навыки, способность анализировать и обобщать факты, приходить к правильным выводам и умозаключениям. Этот навык очень полезен при поступлении в престижные вузы, которые, как правило, требуют от абитуриентов умения проводить исследовательскую работу по выбранной тематике.

 

Заключительная часть философии IB — это так называемый блок CAS или «Творчество, спорт, служение». Что это дает будущим абитуриентам? Все просто: они развиваются гармонично, а не просто методично что-то зубрят перед экзаменами. Занятия спортом, активный образ жизни, развитие лидерских качеств и навыков работы в команде вкупе с солидным академическим базисом дают великолепные результаты.

 

Когда цифры красноречивее слов

 

О преимуществах программы IB говорит и исследование, проведенное в 2011 году Агентством по статистике высшего образования. В тестируемую группу были включены студенты, которые поступили в университеты Russel Group, объединяющую 24 ведущих вуза Великобритании. Учащиеся, прошедшие подготовку по программе IB, показали более высокий процент поступления, нежели те, кто закончил обучение по A-level: 44% и 20% соответственно. Среди выпускников Westbourne School в этом году 83% студентов были зачислены в университеты Russell Group. Им предстоит изучать медицину, право и инженерные науки.

 

В течение академического курса ученики IB (International Baccalaureat) овладевают навыком критического мышления. И речь идет не о паре символических уроков в семестр. С этой точки зрения A-level часто воспринимается как логическое продолжение GCSE. В государственных школах от учеников, как правило, требуется элементарное соблюдение дисциплины, а от преподавателей — просто «отчитать» необходимый курс. В классах IB работа строится иначе и больше напоминает университетский семинар. Она невероятно динамична. Занятия часто проходят в формате дискуссионных клубов. Ученикам не возбраняется иметь собственное мнение по тому или иному вопросу. Такой подход полезен и с точки зрения педагогики: чем менее формализованы отношения студента и преподавателя, тем более эффективно усваиваются знания.

 

По словам Марка Петерса, о главном достоинстве программы IB весьма точно высказался руководитель приемной комиссии Университета Глазго. «С точки зрения интеллектуальной зрелости выпускник IB в первый свой день в университете по интеллектуальному развитию находятся на том уровне, которого большинство его товарищей, проходивших программу A-level, достигнет только на втором курсе и то не в самом начале». Вот почему программа IB настолько успешна и эффективна. Только научившись самостоятельному критическому мышлению, ученику удастся максимально раскрыть свой интеллектуальный потенциал.

Назад
Нажимая на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных