ПОДОБРАТЬ ПРОГРАММУ ОБУЧЕНИЯ

Хогвартс — это не выдумка: что такое классическая система «домов» в британских школах-пансионах

Образовательная модель House System сформировалась в британских школах столетия назад и успешно используется до сих пор. И не только в Англии, но и в учебных заведениях по всему миру.

Почему эта система остается востребованной спустя века, чем интересна и что дает своим воспитанникам — рассказывает эксперт компании STAR Academy Татьяна Чесалова.

Что такое House System

Система «домов» — старейшая традиция британских школ-пансионов. Наглядно объяснить ее суть легко на примере популярной саги о Гарри Поттере. Все ученики Хогвартса принадлежали к одному из факультетов (в русском переводе), на самом деле «дому» — House — Гриффиндор, Слизерин, Когтевран или Пуффендуй.

Это естественный способ разделить учеников на группы — для создания команд для соревнований или любых других целей. Каждый дом формирует некое комьюнити в более широком общешкольном сообществе.

Так выглядит House System со стороны. Но только не для ученика или выпускника английской школы! Понять суть в полной мере можно, только став частью этой системы.

Правильно работающий механизм House System является мощнейшим инструментом духовного наставничества и развивает самые лучшие качества учеников.

Командный дух, сплоченность, солидарность — чувства, позволяющие сохранить товарищеские связи на долгие годы даже после окончания учебы.

Внутреннее устройство «дома»

В большинстве школ под крышей одного «дома» собираются ребята разных возрастов, объединенные одними целями. Дети включаются в магическое взаимодействие: старшие становятся примером для младших и поддерживают их, а младшие чувствуют себя под защитой и видят образец для подражания.

Культура доброты, терпимость, заинтересованность друг в друге становятся естественной частью жизни детей.

Безусловно, многое зависит от наставников «дома», поэтому персонал на позиции House Master/House Mistress отбирается особенно тщательно. Во многих школах принято понятие House Parents — чаще всего это семейная пара, постоянно проживающая на кампусе школы.

Одна из основных обязанностей наставников — поддержание духа семейственности, особой атмосферы комьюнити.

Также среди ребят выбирается капитан или лидер, который помогает в организации мероприятий и следит за порядком.

О том, насколько важна для британцев культура House System, говорит, например, тот факт, что часто в престижных пансионах родители ученика заполняют специальную форму для выбора «дома». Для некоторых «houses» существует даже лист ожидания.

Значимый фактор при распределении — наследственность, то есть если отец или мать ребенка в свое время принадлежали тому или иному «дому», шансы их чада попасть именно туда существенно увеличиваются. Это вопрос традиций, преемственности, дружеских связей, которые зачастую сохраняются в нескольких поколениях семей.

Здесь нужно понимать, что плохих и хороший «домов» нет, и это главное отличие от Гарри Поттера.

А для иностранных детей скорее даже первостепенны условия проживания, которые могут отличаться (количество ребят в комнате, наличие удобств и т.д.).

Плюс «дом» важен как сообщество, так как навещать родителей у международных студентов получается довольно редко.

Отличительные особенности «домов»

В каждом живет от 15 до 50 студентов в зависимости от размера школы.

В учебных заведениях совместного обучения присутствует естественное деление на «дома» для мальчиков и для девочек. В них, как правило, ребята только завтракают (и то не всегда).

Основные приемы пищи организуются в общей столовой. Бордеры (дети, живущие на территории школы) могут заказывать пиццу или роллы, устраивая дружеские посиделки по вечерам. Иногда организуются дни национальной кухни с традиционными блюдами той или иной страны. В «домах» для девочек нередко пекут кексы или готовят сладости.

У каждого House свое название и традиции, логотип, цвет и другая атрибутика.

Между ними проходят состязания по учебным или спортивным дисциплинам, по результатам которых начисляются баллы. В конце года они суммируются, и «дом»-победитель забирает себе Кубок, получить который всем приятно и почетно.

Одно из наиболее популярных соревнований — волонтерство. Часто это выглядит как сбор средств на благотворительные нужды. Например, дети устраивают ярмарки (делают поделки, рисуют открытки или готовят печенье), продают свои изделия и соревнуются, кто соберет больше денег, которые направляются на благие цели.

В кампусе одной школы могут сосуществовать абсолютно разные «дома» — так, например, в The King's School Canterbury 13 «домов» для бордеров и 3 дома для студентов на дневном обучении. Старейший «дом» — Meister Omers — датируется XIII веком. А самый новый — Kingsdown House — был построен менее 5 лет назад (2015 год).

В популярной школе Harrow 12 «домов». Некоторые из них названы в честь некогда работавших там наставников — Bradbys (в честь Эдварда Генри Брэдби, классициста, занявшего пост House Master в школе). Другие называются по признаку ландшафта, где они расположены, например, The Park (Парк), The Grove (Роща) или названию местности, откуда происходит основатель «дома», например, Newlands.

Каждый House гордится своими знаменитыми учениками, а в Harrow учились многие известные люди.

Так, современный актер Бенедикт Камбербэтч («Франкенштейн», «Гамлет», «Ван Гог. Портрет Написанный словами», сериал «Шерлок») в школьные годы жил в доме «The Park».

Основное значение House System — создание для школьника настоящего «дома», места, куда хочется возвращаться и где легко разделить свои горести и радости с другими жителями. Когда школа — это не только оценка учебных достижений, но и сплоченный коллектив с общими идеями и планами.

Материал подготовлен для letidor.ru.

Как с помощью нее учебные заведения столетиями создают атмосферу уюта и семейственности.