ПОДОБРАТЬ ПРОГРАММУ ОБУЧЕНИЯ

Об учебе в Бельгии. Часть первая: магистратура

Небольшая европейская страна с богатой историей, вкусной кухней и возможностью обучения на одном из четырех языков? Бельгия! Что нужно для поступления в бельгийский вуз, как привыкнуть к местным образовательным особенностям и системе выставления оценок, насколько комфортно устроен кампус и сама жизнь в Брюсселе — своими впечатлениями с компанией STAR Academy поделилась Дарья, студентка и автор телеграм-канала о Бельгии "Вавилонские Хроники".

Небольшая предыстория от автора о неисповедимых путях, приведших ее в Бельгию

История моего попадания в магистратуру VUB не была бы полной без некоторой предыстории, но, чтобы ее рассказать, придется начать издалека. Итак, в 2010 году я закончила два учебных заведения: Московский технический университет связи и информатики (МТУСИ) по специальности «Инженер информационных систем» и Московский колледж импровизационной музыки (МКИМ) по специальности «Артист ансамбля/оркестра». Работала я во время учебы частным преподавателем английского, музыки и математики. Как понятно из этого набора, вопрос «кем я буду, когда вырасту» всю жизнь стоял передо мной особенно остро :).

На перепутье между музыкальной, преподавательской и научной/инженерной карьерой, я получила годовую стипендию в израильской джазовой школе, где и провела учебный год 2010/2011, получив море интересного опыта, но соскучившись по своим ненаглядным компьютерам и по ученикам, оставленным в Москве. В 2012 году я вернулась в Москву, где, наконец, окончательно утвердилась в своем призвании преподавателя: я открыла ИП и продолжила уже на полную ставку преподавать музыку, математику и английский. 

И только-только дело мое закрутилось, мой муж-израильтянин из-за всяких бюрократических перипетий с документами потерял возможность работать в Москве в израильской компании, а взамен ему предложили место в Брюсселе. Мы подумали пару дней и решили: пусть будет такое приключение. Я сразу полезла на сайты бельгийских университетов (так как виза моего мужа не давала мне права на работу в Бельгии), и, уже окончательно решив связать свою жизнь с педагогикой, остановилась на трех программах: M.Sc. in Educational Studies в Католическом университете Левена, M.Sc. in Educational Sciences в Свободном университете Брюсселя и M.A. in Jazz Performance в Королевской консерватории Брюсселя (там был включен курс преподавания). В первую меня, с моим странным набором не слишком связанных с педагогикой дипломов, не взяли, а вот во вторую, хоть и с большим опозданием, стоившим мне впоследствии некоторой суммы денег, приняли. Что же касается консерватории, судьбе было угодно, чтобы я заболела ангиной перед обеими попытками прослушивания, так что туда я так и не попала даже на вступительный экзамен.

Магистратура

Город: Брюссель

Университет: Vrije Universiteit Brussel (Свободный университет Брюсселя, фламандская часть). 

Программа: Master of Science in Educational Sciences (Магистр педагогических наук)

Годы обучения: 2013-2016

Цена обучения: 2500 евро в год (сейчас повысили на ~500 евро).

Поступление

Чтобы поступить на программу, мне нужно было сделать следующее: сдать TOEFL на минимум 90 баллов, перевести и нотариально заверить мой университетский диплом и лист с оценками, написать мотивационное письмо и составить резюме (CV), и добыть у своих научных руководителей из предыдущих мест обучения/работы рекомендательные письма. Рекомендательные письма я написала сама, на английском, чтобы не тратить время моих преподавателей из университета и колледжа, которые хорошо читают, но очень редко пишут по-английски, и дала им на подтверждение и подпись. Также данные рекомендателей нужно указывать в CV, как минимум одному из них могут написать или позвонить из университета. 

Помимо вышеперечисленных документов, я на всякий случай приложила свои международные сертификаты преподавателя английского (Cambridge TKT). Все это отправляется в виде сканов через онлайн-систему, вместе с оплатой взноса (50-75 евро) за прием документов. Также я отправляла по почте нотариально заверенный перевод диплома – но если вы уже в Бельгии, вы можете его просто принести в учебную часть. По приезду, когда вас уже примут, также нужно предъявить оригинал диплома о высшем образовании. 

VUB, как я потом выяснила, не отличается большой организованностью. Документы мои терялись и находились, письмо о зачислении мне пришло уже в сентябре, когда визу я сделать не успевала, и так далее, и тому подобное. Бестолковый клерк в учебной части заявил, что я могу начать со второго семестра, пропустив первый – мне это стоило оплаты за лишний год (!) обучения, то есть, около двух тысяч евро, так как технически я проучилась три академических года вместо двух, ибо оплата идет сразу за год, а не за семестр, как во многих других странах. На самом деле, даже если бы я начала учиться с ноября или даже декабря, я могла бы закончить учебу за два года. Но на тот момент я всего этого не знала и согласилась на такое глупое предложение. 

Учеба

Несмотря на все перипетии, сама учеба, особенно поначалу, оказалась для меня откровением. После не самого престижного российского университета не самый престижный бельгийский казался натуральным Хогвартсом. 

Прежде всего, со мной учился настоящий Вавилон национальностей: нас было около сорока человек в группе, и мы были из 35 стран. Необычным для меня оказалось количество групповых заданий: поскольку учебу стараются сделать максимально приближенной к реальной практике, научные статьи (то бишь, курсовые в формате статей) вы пишете коллективом авторов, сайты и обучающие программы делаете тоже вместе – в общем, после совершенно индивидуалистического подхода российского ВУЗа это было очень непривычно и поначалу – весьма сложно. Первые полгода ты никого не знаешь, собрать хорошую группу непросто, так что если тебе не повезло, то нужно быть готовой и к конфликтам, и к неравномерному распределению работы, и к серьезно различающимся стандартам качества, типам мышления и подготовке твоих товарищей по группе.

Вообще первый семестр в университете, особенно зарубежном, всегда – самый сложный. Ты привыкаешь к новому формату обучения, к преподавателям, к языку (если никогда до этого не учился на английском), к иностранным товарищам с отличающимся менталитетом и, что немаловажно, – к системе оценок, о которой стоит рассказать отдельно.

Об оценках

Во фламандских университетах используется двадцатибалльная система оценки.  Но подводный камень ее в том, что 19 и 20 – это практически не применяемые оценки, как 5+, и оценкой "отлично" считаются все оценки от 16,5 до 20 (то есть, – до 18), "очень хорошо" - с 15 до 16,5, "хорошо" - с 13,5 до 14,5, и далее с 10 до 13 – "удовлетворительно". Все, что ниже 10 – "неудовлетворительно",  за исключением 8 и 9 баллов в бакалавриате: на один или два курса можно использовать местный вариант "дотянуть до троечки", прописанный в правилах университета. В магистратуре этого варианта нет.

Лично меня эта система оценок с непривычки очень демотивировала. Например, мы сделали лучшую курсовую по одному из предметов, о чем нам преподаватель прямо сказал на защите и спросил нашего разрешения использовать нашу работу в своих исследованиях. Казалось бы, это что-то близкое к 100%? Нет, мы получили 18. И бельгийские наши однокурсники не понимали, чем же мы недовольны, потому что для них 19 и 20 были практически нереальными величинами. (Впрочем, за один курс мне удалось-таки получить 19 :)). Также, как это часто бывает с гуманитарными дисциплинами, многие критерии, по которым выставлялись оценки, были непонятны и туманны. Оценка чаще всего состояла из нескольких частей: курсовые + контрольные + экзамен, по трети оценки на каждую часть, так что было невозможно не учиться в сам семестр и надеяться только на экзамен. Зато можно было поднакопить баллов за счет всяких менее стрессовых заданий, вроде домашних работ или онлайн-курсов.

Пересдачи

Пересдач у меня не было, но сама система такова: в году есть три сессии. Первая  – зимняя (в январе), вторая – летняя (в июне), и третья – летне-осенняя (в августе-сентябре). Все, что ты не сдал в первую и/или вторую сессию переносится на третью сессию, на август. Хоть все экзамены, хоть дипломная работа. Далее, если ты сдал хотя бы 50% курсов из учебного года, ты можешь продолжать учебу. Если ты завалил курс и в основную, и в третью сессию – ты должен взять его заново, с начала нового учебного года. В этом случае тебе дается еще два шанса: основная сессия и пересдача. В некоторых случаях (если у тебя сдана большая часть предметов) могут разрешить взять один и тот же курс и третий год, но это уже редкий вариант. В случае, если и на третий год ты его не сдаешь – в следующий раз можно попробовать свои силы только через три года, так что фактически ты вылетаешь с программы.

Университет и город

Брюссель – город непростой, город контрастов, как и любая столица, куда стекаются люди со всех концов света: в него можно влюбиться, а можно и серьезно в нем разочароваться, это уж как повезет. После Москвы очень непривычными были часы работы магазинов (очень краткие), маленькое количество уютных кафешек и в целом не очень большой выбор в сфере услуг. Впрочем, сравнивать пятнадцатимиллионный город с полуторамиллионным совсем некорректно, а если собираешься действительно всерьез заниматься учебой – основная жизнь все равно будет сконцентрирована в кампусе университета.

Университетский район вполне неплохой, кампус VUB большой, с хорошей инфраструктурой, и сейчас там как раз достраиваются новые корпуса студенческих общежитий. У VUB – огромная, недорогая и очень качественная столовая, стадион, бассейн, куча спортивных секций, бесплатных, либо совсем дешевых для студентов. Также есть большая библиотека и учебный центр с удобными диванчиками и розетками, бесплатный Wi-Fi также работает по всему кампусу. Что меня поразило, так это наличие аж двух баров на территории кампуса, с пивом и крепким алкоголем – там можно было увидеть и студентов, и профессоров.

Резюме

VUB в Бельгии не считается особенно престижным университетом, и, конечно, сейчас, поучившись в аспирантуре Левенского университета, я понимаю разницу. Тем не менее, несмотря на некоторые недостатки, свою службу он мне сослужил: VUB дал мне возможность сменить профессию и получить европейский диплом сразу на уровне магистратуры, не проходя весь путь с начала бакалавриата, чего более престижные университеты сделать бы не позволили. В этом плане у VUB есть огромное преимущество: они, грубо говоря, "берут всех", признают большее количество зарубежных дипломов – разумеется, с некоторыми ограничениями, но куда меньшими, чем у Гентского или Левенского университетов.

У меня во время учебы в магистратуре было много хорошего и некоторое количество плохого, но это плохое со временем забылось, а хорошее – осталось со мной: за два с половиной года я обзавелась, как минимум, двумя ближайшими друзьями и десятком очень хороших знакомых по всему миру, получила европейский диплом с отличием и, что самое главное, достаточно знаний, чтобы сделать следующий карьерный шаг и поступить в аспирантуру – на этот раз, университета из топ-50 мира.

Небольшая европейская страна с богатой историей, вкусной кухней и возможностью обучения на одном из четырех языков? Бельгия! Что нужно для поступления в бельгийский вуз, как привыкнуть к местным образовательным особенностям и системе выставления оценок, насколько комфортно устроен кампус и сама жизнь в Брюсселе — своими впечатлениями с компанией STAR Academy поделилась Дарья, студентка и автор телеграм-канала о Бельгии "Вавилонские Хроники".