ПОДОБРАТЬ ПРОГРАММУ ОБУЧЕНИЯ

Часто задаваемые вопросы о выборе профессии: часть 2

Выбор первой профессии и возможная смена деятельности после окончания вуза или уже в процессе работы — сложные темы, которые могут озадачить в любом возрасте, неважно 17, 25 вам или 40. Виктория Пряжникова, эксперт в сфере профориентации, отвечает на самые распространенные вопросы, чтобы помочь разобраться в этой объемной теме. Первую часть ее ответов можно найти по этой ссылке.

Виктория Пряжникова — психолог-консультант, окончила магистратуру Московского государственного психолого-педагогического университета. Дополнительные сертификаты и повышение квалификации: психодрама и ролевые игры, понимающая психотерапия, нарративная практика и др. При подборе зарубежного университета вместе с экспертами STAR Academy Виктория помогает определиться с будущей специальностью.


За подробной информацией обращайтесь по телефону +7 (495) 797-95-55 или пишите на edu@staracademy.ru

Какие форматы профориентации наиболее эффективные? Работают ли тесты и можно ли им доверять?

Я бы выделила два принципиально разных формата помощи в выборе профессии: профориентация и профессиональное самоопределение. Профориентация может включать в себя, например, профинформирование или профдиагностику.

Профинформирование — это разговор со специалистом о том, какие профессии сейчас есть на рынке труда, какие из них более востребованы, в какой ВУЗ лучше поступать исходя из планов на будущее, а также, какие есть впоследствии возможности для трудоустройства.

Профдиагностика — это тестирование, которое помогает выявить ваши склонности, способности, сильные и слабые стороны, однако, подобная информация будет носить скорее обобщенный характер, ведь тесты разрабатываются на большую аудиторию. Профориентация направляет вас в ту или иную сторону для того, чтобы совершить выбор, однако, только вы можете принять окончательное решение относительно профессионального выбора.

И в этом случае важно именно профессиональное самоопределение, когда в рамках консультации вы формируете и укрепляете свою собственную позицию по отношению к выбору профессии. Есть большая разница между тем, когда кто-то делает выбор за вас и когда вы делаете выбор самостоятельно, основываясь на собственных предпочтениях, желаниях, идеях.

Никто кроме вас не может знать, какая профессия вам подходит. Самоопределение дает дополнительную энергию и силы, способствует пробуждению интереса к профессиональной самореализации, проявлению инициативности, росту мотивации.

Не знаю, кем быть, что бы вы посоветовали?

Я бы предложила вам поразмыслить над этим вопросом с позиции трех глаголов: хочу, могу и надо. Чем вы мечтаете заниматься? На что вы бы хотели тратить около 40 часов вашего времени в неделю? Что, как вам кажется, будет дарить вам радость и энергию изо дня в день?

Что касается глагола могу, то тут необходимо максимально трезво и рационально оценить свои возможности и способности. Возможно вы уже знакомы со своими сильными сторонами или с теми вашими способностями, которые можно развить, если работать над ними. Если нет, то посоветуйтесь с тем человеком, который вас хорошо знает, и которому вы можете доверять. Иногда взгляд со стороны бывает полезен.

Предлагая подумать над глаголом надо, я имею в виду возможный рыночный спрос на тех или иных специалистов. Какие профессии востребованы сейчас, а какие будут востребованы, когда вы закончите ВУЗ и будете искать работу? Что будет нужно работодателям через 10 лет, или, если вы сами планируете стать работодателем то, что будет нужно вашим потенциальным клиентам? Как раз на стыке этих трех составляющих (хочу, могу и надо) и находятся те профессии, которые могут вам подойти.